Суббота, 18.11.2017, 01:19
МКОУ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11"
Челябинская область, Коркинский муниципальный район, поселок Роза
Приветствую Вас Гость | RSS
1945-2015
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Духовно - нравственное воспитание в школе [2]
Статьи из любой предметной области
Духовно - нравственное воспитание в системе дополнительного образования [1]
Наиболее интересные разработке в системе дополнительного образования
Главная » Статьи » Духовно - нравственное воспитание » Духовно - нравственное воспитание в школе

Н.А. Дегтярева Методы и приемы духовно - нравственного воспитания на предметах естественно - научного цикла
Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания на уроках естественно-научного цикла
 
 Одними из направлений духовно-нравственного воспитания являются: 
-  Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). 
-  Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и ихприкладным значением дает возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, важности охраны окружающей среды и приумножения богатств природы... Биологические знания составляют базу для осознания жизни как величайшей ценности, экологических проблем, необходимости ведения здорового образа жизни; обеспечивают генетическую грамотность школьников; обеспечивают усиление практической направленности обучения, формируют у школьников такие нравственные качества как любовь и бережное отношение ко всему живому, к жизни, а это начало высокого чувства гуманизма. Учить всему этому надо ежедневно, на конкретных ситуациях. В описании природы главенствующая роль отводится литературе. Причем стихи, прозаические отрывки с описанием природы выбираются так, чтобы они соответствовали теме или объекту, изучаемому непосредственно на уроке, и окружающему пейзажу во время экскурсии, что усилит эмоциональность восприятия. На уроке биологии в 6 классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака: Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко. Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти они не станут. Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к при­роде. Урок биологии в 6 классе по теме: «Цветок» заканчиваю словами Р.Тагора «Не замедляй шагов, не рви цветы, чтобы сохранить их,- иди вперёд- цветы будут цвести на всём пути твоём»
При изучении таких тем общей биологии как «Вирусы» рассматриваются в качестве наглядных примеров вопросы, связанные с наиболее опасными болезнями человека, вызванные той или иной вирусной инфекцией. Например, грипп, оспа, ВИЧ инфицирование с последующим развитием СПИДа.
Говорится о возможных путях заражения и о мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать человеку. При изучении тем в биологии 8 класса выполняется ряд практических работ, направленных на исследование состояния своего организма. Например: подсчет пульса в спокойном состоянии и при нагрузке; определение правильная ли у вас осанка; составление меню школьника; расчет массы тела в норме с учетом возраста, роста, половой принадлежности и др. В 6 и 7 классе использую презентации «Редкие и исчезающие виды животных», «Красная книга растений Челябинской области», «Земноводные нашей области», «Рыбы Челябинской области», «Насекомые Челябинской области» и др. В 8 классе презентации на темы: «Вредные привычки», «Курить или жить», «Береги здоровье», «Профилактика наркомании» и др. В 9-11 классах презентации посвящены глобальным экологическим проблемам, экологической ситуации нашей области, города, проблемам биосферы, мутагенам идр. Подготовка проектов «Калейдоскоп бабочек Челябинской области», «Ядовитые растения нашей области», «Компьютер- друг или враг?», «Жевательная резинка-польза или вред?» позволяют ребятам по другому взглянуть на исследуемую проблему, осознать единство человека и природы, вести здоровый образ жизни. При изучении темы по химии 10 класса «Одноатомные спирты» особое внимание уделяю вопросу о вреде алкоголя, на формирующийся организм подростка, рассматривается его негативное влияние на развитие умственных, физических и физиологических способностей подрастающего организма, о негативном влиянии на формирование психических и эмоциональных способностей человека. Решаем задачи на уроках химии связанных со здоровьем человека. Например, тема «Массовая доля» химия 8 класс: При отравлении лекарственными средствами или ядовитыми растениями (грибами) желудок следует промыть 0,1%- ным раствором перманганата калия (марганцовки). Сколько воды и перманганата калия необходимо взять для приготовления 150г такого раствора? или например задача в теме «Относительная молекулярная масса» При неполном сгорании топлива и других веществ, в частности табака, образуется угарный газ СО, вызывающий кислородное голодание, блокируя гемоглобин крови. Вычислить относительную молекулярную массу этого вещества. Кроме того выполняем химические эксперименты «Влияние тяжелых металлов на белки», выясняем состав чипсов и их влияние на организм, определяем качественный состав продуктов и др. Задачи стараюсь подбирать с экологической проблемой, чтобы вызвать у ребят интерес и задуматься над проблемой, например: ü Накопление углекислого газа в атмосфере становится опасным загрязнением – приводит к парниковому эффекту. Какой объем CO2 попадает в атмосферу при сжигании 100 г полиэтилена (100 шт. использованных пакетов)? ü В Челябинской области питьевая вода содержит растворимые соли ионов Ca2+ и Mg2+ - сульфаты и карбонаты, обуславливающие ее жесткость. Повседневное употребление такой воды может привести к ряду заболеваний пищеварительного тракта. Какие из перечисленных ниже веществ могут быть применены для снижения жесткости воды: а) карбонат калия; б) поваренная соль; в) фосфат натрия. Дайте обоснованный ответ, приведя уравнения соответствующих реакций.
 
Такая работа формирует ценностное отношения к здоровью и здоровому образу жизни заставляет задуматься о сохранении своего здоровья,развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает учащихся перспективами природоохранной деятельности, формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает детей правильному поведению и деятельности в природе, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.
Категория: Духовно - нравственное воспитание в школе | Добавил: school_mod (22.11.2011)
Просмотров: 2482 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
9. Если Вы не используете систему "Сетевой город.Образование",то причиной является :
Всего ответов: 292
Copyright MyCorp © 2017